JOHN
Джон Леннон родился у Альфреда Леннона и Джулии Стэнли. Отцы его родителей
имели прямое касательство к музыке: Джек Леннон был профессиональным певцом в
американском ансамбле "Кентукки Минстрелз", а Джордж Эрнст Стэнли лично учил
дочь игре на банджо. Фред и Джулия сразу нашли много общего, часто вместе играли
и пели романсы и так же весело поженились. Но когда родился мальчик, Фрэд исчез
с поля зрения, бросил семью, а Джулия вновь вышла замуж и отдала сына на
воспитание своей сестре. Дочь Джулии во втором браке потом воссоздала генеалогию
Леннонов в книге воспоминаний "Джон Леннон, Мой Брат". Вспоминают, что Фред пел
довольно неплохо; он плавал стюардом и исполнял на судовых концертах шлягер
Коула Портера. Отец Джона не стал сохранять связи с сыном и не напоминал о себе
много лет, а решил встретиться с ним лишь в разгар битломании и даже выпустил
собственный сингл с песней "Вот Моя Жизнь". Видимо, Джон унаследовал голос:
учащийся начальной школы "Давдейл" пел в хоре церкви Св. Петра. Со своей стороны
и как бы в противовес воспитанию у тети Мими, мать Джона Джулия оказала на сына
самое раскрепощающее влияние, сама послужила ему образцом независимой личности с
юмором, и, когда Джон, заканчивая среднюю школу "Кворри Бэнк", увлекся скиффлом
и даже завладел гитарой, она первая передала ему навыки исполнительницы на
банджо. Вместе с юмором и артистизмом Джон унаследовал сильный характер, который
всю жизнь позволял ему быть только лидером. В шестнадцать лет он собрал всех
своих школьных друзей в музыкальный ансамбль, как бы следуя моде тех лет на
ансамбли. И, вероятно, идея ансамбля не получила бы ни воплощения, ни развития,
если бы Джон Леннон не обладал от природы талантом и вкусом, а также особой
пытливостью в двух областях: детской литературы и популярной музыки, Первый вкус
популярности он ощутил благодаря своим школьным рисункам. Тогда он зачитывался
Льюисом Кэрроллом, Ричмелом Кромптоном, Кеннетом Грэхемом, и с семи лет
"выпускал в свет" как редактор и оформитель самодельный журнал в единственном
экземпляре. Напечатанными свои литературные тексты Джон Леннон увидел в газете,
куда передал почти все сочинения тех лет и где их потеряли; позднее он выпустил
три книги с иллюстрациями, за что и был представлен к национальной литературной
Премии Фойла. Но жизнь он решил посвятить исключительной форме поэзии в музыке.
Здесь его изначальные подозрения насчет собственной гениальности оправдались: им
написана сотня песен высокого класса - песен БИТЛЗ и сольных альбомов. Имея в
виду это качество, а также свой классовый принцип, он сам называл свои песни "электрофольклором
XX века". Он заслушивался Лонни Донеганом, Бадди Холли, потом Элвисом Пресли, и
подражая всеобщим кумирам, вдруг начал писать темповые номера сам, честолюбиво
возлагая надежды на бит, любимый в Ливерпуле.
Друзья детства Айвен Воэн и Пит Шоттон, тоже выпустивший мемуары "Джон
Леннон в моей жизни", поддержали его музыкальные страсти и даже способствовали
возникновению новой дружбы. Они привели в их ансамбль Пола Маккартни, и место
Леннона в музыке было определено на всю жизнь, завертелись колеса машины успеха.
А жизнь матери оборвалась под колесами автомашины; в восемнадцать лет Джон
перенес опустошающую потерю. С тех пор, как проявился талант в рисовании, и
поэтому он поступил Ливер пульокий Колледж Искусств, и там приобрел самых
близких друзей тех лет Стю и Синтию, Леннон все время был связан с художниками
Стюарт Сатклифф (1940-1962) совпадал с ним по вкусам в искусстве: взглядам на
жизнь как никто другой; по внушению Джона он стал бас гитаристом и членом
ансамбля, как Пол и Джордж, но не питал интереса к концертам и не делал ставку
на рок-н-ролл, как его лучший друг, и ушел снова в живопись, остался в Гамбурге,
чтобы жить с Астрид Кирхнер, и вскоре умер от кровоизлияния в мозг. Едва пережив
эту потерю, Джон женился на Синтии Пауэлл (р. 1939) и получил от нее сына
Джулиана (р. 1963). Если Астрид создала стиль причесок, а Синтия выполнила
первый цикл портретных рисунков, то Джулиан в свои пять лет оформил
рождественскую пластинку БИТЛЗ. По существу, все друзья, каждый из окружающих
Джона работал на БИТЛЗ, создавая образ новой группы. В 80-х Синтия Леннон была в
США с персональной выставкой, о ее браке с Джоном написана книга "Девка Леннона".
Но отец Джулиана оставил семью. В Лондон, где уже три года жили Битлы, на
симпозиум по современным искусствам приехала главная художница-концептуалистка
его жизни Йоко Оно. Джон посетил ее выставку в Лондоне, встретился с ней,
прочитал ее книгу "Грейпфрут", помог ей как спонсор со следующей выставкой, и
так далее, и, наконец, он почувствовал к ней такую любовь, какая могла бы
отвлечь и от Синтии с сыном, и даже от БИТЛЗ, но зато придать смысл и содержание
его новому творчеству. Вместе с Йоко Джон Леннон стал авангардистом в музыке на
два года, авангардистом в кино на десяток совместных фильмов и начал
выставляться как поп-художник. Первая экспозиция его поп-арта была посвящена
Йоко Оно, а единственная у него большая серия литографий только и содержала
сцены их бракосочетания, их эротические акты и моменты их свадебного
путешествия, которое они превратили в лежачую кампанию за мир. Леннон с этого
времени вовлекался во все проекты Йоко, она же стала участвовать в записях БИТЛЗ;
еще до распада Джон создал новую группу, причем имени Оно, и сам официально стал
Джоном Оно Ленноном. После смерти Брайана Эпстейна (1934-1967), что стало
большой личной потерей, после развода Джона и Синтии, Йоко и Энтони Кокса, у
которого осталась дочь Киоко, после распада БИТЛЗ, Оно Ленноны поселились в
георгианском особняке, где занялись собственной музыкой и киносъемкой, а с
начала 70-х перебрались в Нью-Йорк. Там Леннон сразу попал в среду
интеллектуалов и начал жертвовать деньги, заработанные с БИТЛЗ, на акции "новых
левых", чем вызвал раздражение американских властей, и только с моральными
издержками стал через пять лет гражданином США. На какое-то время в Нью-Йорке
Джон Леннон занял место в культуре политического протеста, даже вернул Королеве
свой Орден Члена Британской Империи, который он получил вместе с БИТЛЗ, и порвал
все связи с родиной. Пережив разочарование из-за травли и положения "заложника"
в Штатах, пройдя через кризис, разрыв с Йоко почти на два года - об этом пишет
любовница Леннона Май Панг в книге' "Любящий Джон: Несказанная Сказка" - он
прервал все сношения с внешним миром и, когда появился на свет его сын Шон, стал
только домашней хозяйкой и воспитательницей ребенка. Как будто начиная снова, в
1980-м Джон и Йоко выпустили пластинку "Двойная Фантазия" и приступили к другой,
выражая надежду, что "впереди еще сорок лет жизни и работы". Но отец Шона
оставил семью... Медаль имени Георга Генделя от Американской Ассоциации
музыкантов досталась Джону посмертно. В Нью-Йорке находится мемориал, в
Ливерпуле стоит памятник. Музыкальные
традиции отцов попытался продолжить и Джулиан Леннон. В БИТЛЗ ритм-гитарист
Джон Леннон олицетворял интеллект и бунтарство, будучи подлинной движущей силой
квартета. Осознанно или нет, но он был тем критическим гением, который
воздействует на "ум, честь и совесть эпохи". Неудивительно, что его кредо была
творческая неуспокоенность, ибо "творчество есть производное боли": "Когда
стоишь на краю пропасти и сомневаешься, прыгать или отступить, прыгай!" Эту
мысль часто слышал от Джона Маккартни, единственный человек, который мог
удержать его в рамках реальности, покуда она не изменилась в 70-х.